Размышления о «раннем развитии»

Размышления о «раннем развитии»
Photo Credit To picjumbo_com / pixabay.com

Размышления о «раннем развитии».

Сразу хочу оговориться – это НЕ только МОЕ  МНЕНИЕ, это просто  информация из разных источников. Взгляды, которые я разделяю.

Развитие ребенка происходит строго по законам, установленным природой, независимо от того, знаем мы их или нет, принимаем или отвергаем. Ничего лучшего, чем придумано природой, миллионы лет «игравшей в песочнице эволюции», мы не в состоянии изобрести.
Нас (человека) самих надо исследовать, изучать. Что происходит в этом странном сером веществе — мозге, как «чувствует» на расстоянии материнское сердце, что такое интуиция или вдохновение? Нет прямых ответов на эти вопросы, да и  элементарные физиологические процессы не до конца нам понятны (сколько споров про горшок! и т.п.).

Что происходит на каждом шагу.

Родился ребенок: укутав в слой подгузников и одежды, мы его лелеем, а потом… Чтение с пеленок, карточки, новомодные игрушки, дидактический материал и т.п.  Ребенок должен видеть предметы окружающего его мира и пытаться с ними взаимодействовать, должен видеть действия других и пытаться им подражать. Чем больше возможностей взаимодействия с одним из предметов, тем интенсивнее развивается мозг и мышление. Что это означает? Все новомодные игрушки, запрограммированные на определенные действия, воспитывают шаблонно «мыслящую обезьянку», а не творческую личность.

Такое «развитие» заставляет ребенка действовать по шаблону,  мозг выключается из работы.

Вот мнение Марины Озеровой, педагога, психолога. « Чем больше ребенок исследует окружающий мир, тем лучше. Малыш накапливает бесценный материал для дальнейших обобщений, он собирает эмпирические сведения о мире. Что это значит? Ребенок опытным путем выясняет, что, если прыгнуть в лужу – вода разбрызгается по сторонам. Песок в ведерко можно насыпать «с горкой», а воду налить – нет.
Иногда родителям кажется, что впечатлений должно быть много. И чем больше, тем лучше развивается ребенок. Это неверно – лучше хорошенько исследовать один предмет, чем сотню, но поверхностно. Впечатлений не должно быть как можно больше, но каждое впечатление должно быть хорошо «обработано», глубоко обдумано. Наоборот, если мозг ребенка набивается информацией и не успевает ее перерабатывать, хорошего результата не будет. Если у ребенка нет специальных дорогих «развивающих игрушек», зато ему вволю дают возиться с песком, водой и обычными бытовыми предметами – это намного лучше.»
Необходимо различать развитие и обучение. Результаты обучения видны сразу. Их  можно продемонстрировать родственникам и знакомым. А результаты развития не просто мало заметны, но порой и проявляются через несколько лет.

Ребёнку необходимо создавать условия для  развития, что бы развивался он сам. Существует такое понятие как сенситивный период развития – это  время для оптимального развития той или иной познавательной функции, запрограммированное природой. Это надо использовать в качестве основы для развития .

Мы, родители, зачастую торопим время и не желаем ждать. Многие начинают обучение раньше, чем это предусмотрено природой и попадают на подводные камни. Один  из них — «перегруз» .

Елизавета Меланченко, врач-невролог: «В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности.

Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.»

Практически все системы раннего развития стимулируют – и весьма интенсивно – зоны, расположенные в левом полушарии мозга, которые отвечают за развитие логики и абстрактного мышления и формируются существенно позже. У маленьких же детей в норме должно доминировать правое полушарие, где расположены зоны, которые связаны с эмоциями, интуитивно-образным мышлением, творческими способностями.  Дети постигают мир при помощи чувств и фантазии, причем постигают его целостно, образно, а не анализируя информацию, раскладывая ее «по полочкам».
Но детский мозг чрезвычайно пластичен, и если с крохой начинают едва ли не с самых первых месяцев жизни интенсивно заниматься чтением, счетом, логическими играми, не уделяя при этом должного внимания эмоциональному развитию, левое полушарие начинает интенсивно развиваться, подавляя при этом нормальное развитие правого. В результате, малыш действительно намного раньше сверстников начинает читать и писать, бойко играет на скрипке и болтает по-английски, обладает солидной для своего возраста эрудицией. Но если правое, «творческое» полушарие, осталось неразвитым, малыш просто будет умело и ловко манипулировать буквами, числами, нотами, фактами, но никогда не сможет стать ни выдающимся математиком, ни музыкантом, ни ученым – ведь для этого требуется как раз та загадочная, непостижимая интуиция, то иррациональное, что сокрыто в правом полушарии нашего мозга.

В реальной  жизни это происходит так. Ребёнок ещё не умеет держать ложку, не просится на горшок, а мы сажаем его на стульчик, даём кисточку и краски, показываем буквы…

Кстати, великий ученый Блез Паскаль до двенадцати лет не знал геометрических фигур и не подозревал о существовании математики. И даже когда в двенадцатилетнем возрасте увлекся геометрией, неправильно называл фигуры — параллелограмм у него был «длинным квадратом». А в шестнадцать он уже доказал собственную теорему и опубликовал свой первый математический труд! Потому что его интеллект не распылялся на «квадратики» в полтора года, а накапливал информацию, созревал, укреплялся. А если как можно раньше мышление ребенка загоняют в шаблоны – домик квадратный, у кошки четыре лапы, лошадка не бывает синяя, — то не остаеется места для будущего полета мысли, творческих озарений и великих открытий — мышление становится «туннельным»!

Развитие необходимо,  если это формирует  у малыша способности самостоятельно мыслить, гармонично развивать  творческие и физические способности, если оно  не мешает  нравственным ценностям, не разрушает эмоциональный мир ребенка.

Жизнь доказывает, что если человек интеллектуально развит, это не всегда означает,  что он успешен.   Развитие в нашем понимании – это  инициативность в  детях, самостоятельность, эмоциональная  и жизненная активность, творческая жажда.

Ведь самое главное в раннем развитии – это вовсе не мифический, недостижимый в реальности «результат», а радость познания окружающего мира.

Многие родители  с этим  соглашаются, но при этом, не понимая физиологии детей, упорно сажают их за парты с года, «для порядка»,  хотя можно ( и лучше  для ребенка) было бы порисовать и поиграть на ковре в свободной непринужденной позе. Ждут от детей демонстрации результатов такого «развития».  Многое, о чем еще  хочется  сказать — о пользе игрушек,  об обучении —   в следующий раз.

Шкабара Елена (руководитель филиала г. Чехове  Родительской Школы «Драгоценность»)

Расскажи друзьям!


Related posts

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Комментировать", я подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Политикой защиты Персональных данных, даю согласие на обработку моих Персональных данных.