Диагностика нарушения двигательного (моторного) развития ребёнка первого года жизни

Диагностика нарушения двигательного (моторного) развития ребёнка первого года жизни.

Основанная на постуральной реактивации, т.е.  на  бессознательной способности туловища реагировать на все изменения положения тела, преодолевая силу тяжести. Во время диагностики оценивают самую первую реакцию.

1. И.п. — ребенок лежит на спине, голова по средней линии. Кладем указательные пальцы в кулачки ребенка, остальными придерживаем  лучезапястные суставы и, потягивая за руки,  поднимаем туловище ребенка на 450.
Ожидаемые реакции:

  • 0- 6 нед.- голова запрокинута;

           

  • 6 нед.-3мес.- туловище поднимается вместе с головой (голова и туловище на одной линии);

    

  • 4-6мес.- голову поднимает впереди туловища, подтягивает ножки;

    

  • 7-9 мес.- голова ровно с туловищем, руки полусогнуты, ноги разгибаются и находятся над поверхностью;

           

  • 9 мес. и старше- подтягивается на руках, ноги выпрямлены, пятки лежат на столе.

     

2. И.п.- ребенок лежит на животе. Подкладываем свою руку под живот и поднимаем ребенка.
Ожидаемые реакции:

  • 0-6 нед.- голова ребенка свешена вниз, позвоночник круглый;

           

  • 6нед.- 6 мес.- ребенок пытается удерживать голову и выпрямлять позвоночник;

      

  • с 6 мес.- голова и позвоночник на одной линии, ноги согнуты под 900;

     

 

3. И.п.- ребенок лежит на животе. Берем ребенка с боков в области подмышек и поднимаем вверх. Оцениваем ноги.

  • 0-3 мес.- ноги свободно висят внизу;

           

  • 3-6 мес.- ноги подтянуты;

     

  • с 6 мес.- ноги  как  на опоре.

     

4. И.п.- ребенок лежит на животе.  Берем ребенка с боков и поднимаем с  поворотом на бок. Делаем с двух сторон. Оцениваем руки и ноги.

  • 0-10 нед.- верхняя нога идет вперед и перекрещивается через нижележащую ногу, руки согнуты;

     

  • 10-20 нед.- обе ноги согнуты;

     

  • 4-7мес.- ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах и разведены, стопы  развернуты внутрь;

           

  • 7-9 мес.- ноги вытянуты перед телом, согнуты в тазобедренном суставе, сгибание в колене уменьшается. Руки первоначально согнуты, затем  вытягиваются вперед и отводятся от тела.

     

  • с 9 мес.- верхние рука и нога вытянуты и отведены, нижняя нога тянется к опоре.

    

5. И.п.- ребенок лежит на боку. Одной рукой берем ребенка в области плечевого сустава, другой- в области тазобедренного сустава и поднимаем. Оцениваем реакцию нижележащих конечностей.

  • 0-6 нед.- свободная рука показывает Moрo-подобный образец «объятия»;

     

  • 7-10 нед.-  в свободной руке Moрo-подобный образец отведения  и вытягивания;
  • 10-12 нед.- наблюдается легкое сгибание в руке;

     

  • 4-6 мес.- нога согнута по оси туловища, рука на опоре, предплечье повернуто внутрь;

     

  • с 6 мес. – ребенок опирается на руку и ногу.

     

6. И.п.- ребенок  лежит на спине, ногами к вам, голова ровно по середине. Берем малыша за бедра (1-4 пальцы — сверху, большой палец – снизу) и поднимаем за две ноги вверх. Оцениваем реакцию рук.

  • 0-6 нед.- руки вытянуты вперед;

     

  • 7нед.-3 мес.- руки вытянуты в стороны;

           

  • 3-6 мес.- руки вытянуты по косой над головой;

     

  • 6-9 мес.-  руки полностью подняты над головой, шея вытянута;

     

  • с 9 мес.-  ребенок активно пытается зацепиться  руками за руки инструктора.

     

7. И.п.- как в предыдущей реакции. Поднимаем за одну ногу, другую оцениваем. Затем наоборот.

  • 0-6 мес.- свободная нога принимает согнутое положение в бедре, колене и голеностопе;

     

  • с 7 мес.- свободная нога выпрямляется в колене, бедро остается согнутым.

     

 

Как оценивать полученные результаты?
Если 1-2 реакции из семи не соответствуют возрасту – это не страшно, но надо за этим следить.
Если две-четыре реакции не соответствует возрасту необходим тщательный контроль за ребенком со стороны специалистов.

Если больше четырех  реакций не соответствует возрасту, значит у ребенка плохая спонтанная моторика.

 

Двигательное развитие здорового ребенка:

   0 мес.- положение на спине : нестабильное, плечи приподняты, руки согнуты, пальцы сжаты в кулачки, ноги согнуты во всех суставах; положение на животе:
руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, кисти в кулачках, ноги согнуты, таз поднят наверх, ступни в опоре на большой палец, поворот головы происходит без ее подъема; захват предмета: не фиксирует взгляд;

  6-8 нед.— стабильное при фиксации взгляда, поза фехтовальщика (при повороте головы в сторону лицевая рука и нога разгибаются, затылочные сгибаются),  положение на животе: руки согнуты в локтях на 45°,опора на дистальную часть предплечья, угол подъема головы 45°;  захват предмета: «захват взглядом»;

  3 мес.— положение на спине: стабильное, контакт двух ручек на уровне срединной линии, ноги согнуты во всех суставах на 90°, колени разведены в стороны, содружественное сгибание рук и ног, лежа на спине, тянет обе руки в рот, обследует свое тело руками — грудь и живот до пупка; положение на животе: опора на локтевые суставы и нижнюю часть живота, угол подъема головы 90°; захват предмета: нецеленаправленный;

  4 мес.— положение на спине: ноги согнуты в суставах на 95°, стопы близко друг к другу, ребенок умеет поворачиваться на бок и обратно, опирается пятками на поверхность, поднимает таз и двигает им в разные стороны, обследует свое тело руками ниже пупка, положение на животе: опора на предплечья, лучезапястные суставы и живот, ребенок может поднимать одну руку и тянуться к игрушке; захват: четвертым и пятым пальцем;

  5 мес.— положение на спине: максимальное отведение бедер, контакт стоп по средней линии, обследует свое тело руками  до колен, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую; положение на животе: опора на лучезапястные суставы; захват предмета: 2-5 пальцами;

   6  мес.-положение на спине: ребенок умеет поворачиваться на живот; положение на животе: опора на всю ладонь, симфиз и выпрямленные ноги, ребенок пытается встать на четвереньки и , стоя на четвереньках, может поднять одну руку параллельно полу; захват предмета: 2-3 пальцами;

   7 мес.-положение на спине: поза «садового гнома» (сидит на боку с опорой на прямую руку), ребенок умеет поворачиваться с живота на спину, может взять предметы одновременно в две руки; положение на животе: уверенно стоит на четвереньках, раскачиваясь во все стороны, может ползать по пластунски (на локтях, ноги при этом пассивно волочаться сзади);

  8 -9мес.— сидит с прямой спиной, нормальное четырехтактное ползанье (рука одной стороны — нога другой стороны ит.д.), подъем руки стоя на четвереньках  больше 120° , захват предмета : «пинцет» (первым и вторым пальцами плоско);

   10-12 мес.- встает у опоры из положения на четвереньках ,  держась за опору делает шаги в сторону, может отпустить одну руку и повернуться, ходит с поддержкой; захват предмета: «кольцевой» (первым и вторым пальцами кругло);

   12-14 мес.- ходит без поддержки.

 

По материалам Международного общества ВОЙТА.

Расскажи друзьям!


Related posts

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Комментировать", я подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Политикой защиты Персональных данных, даю согласие на обработку моих Персональных данных.